К классному часу

Вежливость и приличие.
Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях.
Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.(Толковый словарь русского языка Ушакова)
Также:
Вежливость – это утонченность речи, благопристойность манер и поведения.

Вежливость – это умение и желание говорить и действовать доброжелательно и учтиво в любых обстоятельствах.

Вежливость – это привычное, повседневное уважительное отношение к собеседнику, тактичность и чуткость в отношениях.
Вежливость – это гармоничное сочетание в человеке знания этикета, образованности и душевной тонкости.
Вежливость – это внутренняя культура благородного человека.

Преимущества вежливости:
1. Вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации.
2. Вежливость даёт умение – «держать себя в руках».
3. Вежливость придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств.
4. Вежливость даёт радость – от общения с людьми.
5. Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении.
6. Вежливость освобождает – от хамства и грубости.
Проявления вежливости в повседневной жизни.
Это:
1. Бытовые ситуации.
Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
2. Семейное воспитание.
Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
3. Общение в профессиональном коллективе.
Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.

     Что надо делать, чтобы развить в себе вежливость.
1. Изучение этикета.
Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
2. Чтение.
Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.
3. Работа над собой.
 Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.
4. Общение.
 Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.
 Вежливость необходимо проявлять всюду: дома, на улице, в транспорте, на службе, в местах отдыха и развлечения.
Первое общественное проявление вежливости – это приветствие, подача руки, поклон, умейте представиться, появиться в обществе.  Приветствия – это выражение уважения, дружбы, внимания. Оно должно быть внятным, вежливым, спокойным, соответствовать лестным обычаям, конкретным обстоятельствам и возможностям.  
                                             
Приличие.
Приличие - Вежливость, благопристойность в поведении, словах, манерах и т.п. (Значение слова по Ефремовой)
            Приличие по Ожегову: Правило поведения, вежливость, благопристойность, т.е. быть подобающим, соответствующим кому – нибудь или чему – нибудь, быть уместным.
Существуют правила приличия. Они выработаны историей человеческого общения и имеют под собой разумное основание.
Правила приличия следующие:
1.Вежливость. Это элементарное требование культуры поведения, вытекающее их чувства уважения к другим людям, из умения считаться с их интересами и признания права каждого человека на внимание.
2.Такт – это способность человека находить форму общения с другими людьми в зависимости от конкретных обстоятельств, ситуации. Найти правильный тон в разговоре, сделать или сказать что-то кстати, соблюсти меру в своих поступках – вот что значить быть тактичным. В жизни мы сталкиваемся с множеством самых разнообразных случаев, ситуаций, обстоятельств, которые нельзя вместить ни в какие готовые правила. Чувства такта, развитое и воспитанное в человеке с детства, помогает ему ориентироваться и находить правильное решение в любой ситуации. Глубинную основу тактичного поведения составляет умение человека поставить себя на место других людей. А для этого, помимо уважения и знания правил вежливости, надо обладать ещё и творческим воображением, сообразительностью, развить в себе дар чуткого и бережного отношения к людям. Каждому знакомы такие неожиданности человеческого общения и поведения: вы рассказываете смешную историю или анекдот, и в одном случае это вызывает восторг окружающих, а в другом – воспринимается холодно, с чувством недоумения. Чем это объясняется? Известно, у каждого человека есть свои недостатки и особенности внешнего облика (один маленького роста, другой – слишком высок, у этой девушки – веснушки на лице, у другой курносый нос), но даже тогда, когда вы незлобиво вышучиваете или публично обращаете внимание на это, вы невольно наносите обиду человеку. Во всех таких случаях – говорят о бестактности, о неумении найти правильный тон и меру общения с людьми.
3. Особый оттенок тактичного поведения – деликатность. Это умение тонко чувствовать и реагировать на состояние, когда знакомый или близкий человек оказался в затруднительном( как говорят, « деликатном » ) положении. Не заметить и отвлечь внимание от оплошности, которую кто-то совершил по неловкости; промолчать там, где словами только повредишь; вовремя и незаметно прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, но стесняется в этом признаться и т.д. Деликатность свидетельствует о благородстве и бескорыстии души. Говоря о вежливости, такте и деликатности, мы учитываем конкретные обстоятельства и исходим из содержания поступка человека.
   Особое значение при соблюдении правил приличия имеет этикет.
  Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
  Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
  Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.

 Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

  Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.
   Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.
   В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Приготовил: Лахмистров Егор.




Творчеству Сергея Владимировича Михалкова посвящается



Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова
(к 100-летию со дня рождения), должен познакомить учащихся с биографией писателя и его произведениями.

Сам С. В. Михалков так писал о своем творчестве:

Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я как солдат служу. 

Возможное оформление:
Портрет С.В. Михалкова, выставка книг С.В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, показ мультфильмов, просмотр фрагментов художественных фильмов, прослушивание музыкальных произведений на стихи С. Михалкова, прослушивание фонограммы с записью чтения стихов автором.

Произведения С.В.Михалкова должны прозвучать в исполнении учителя и  учащихся. Учитель выбирает те произведения, которые соответствуют возрасту учащихся.

Сергей Владимирович Михалков, классик отечественной детской литературы, государ­ственный и общественный де­я­тель, родился 13 марта 1913 года в Москве, скончался 27 августа 2009 года. 
Род Михалковых, по семейному преданию, ведет свою историю с XV века и находится в дальнем родстве с Романовыми, Толстыми, Яновскими (к этому роду принадлежал и Гоголь).
Способности к поэзии у будущего писателя проявились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них.
В 1927 году семья переезжает в город Пятигорск  Ставропольского края,  где Сергей закончил среднюю школу. Впоследствии, С.В.Михалкову было присвоено звание почётного гражданина этого города.
В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение Сергея Михалкова - «Дорога».
В 1930 году С. Михалков возвращается в Москву. Он работает на Москворецкой ткацкой фабрике, затем в геологоразведочной экспедиции.
А в 1933 году молодой поэт становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», а затем и членом Московского союза писателей. Его стихи появляются в популярных журналах:  «Огонёк»«Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда»«Известия»,«Правда».
В 1935 году в журнале «Пионер» было опубликовано самое известное и любимое произведение многих поколений детей – поэма «Дядя Степа». В Москве есть даже памятник этому литературному герою (в Слесарном переулке, перед зданием Управления ГИБДД Московской области).


Он с кокардой на фуражке, Он в шинели под ремнём, Герб страны блестит


«Дядя Стёпа – милиционер»


С 1935 по 1937 годы Сергей Владимирович учился в Литературном институте им. Горького и продолжал печатать свои стихи в журналах «Пионер» и «Огонек».
Если «Дядю Степу» к печати рекомендовал знаменитый детский писатель Самуил Маршак, то басни Сергей Михалков начал писать по совету другого известного русского писателя Алексея Толстого (автор повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Всего им было написано более 200 басен, многие строки из которых стали "крылатыми" («А сало 
русское едят!» и др.).
В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он прошел нелегкими дорогами войны, вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Во фронтовых газетах «Во славу Родины» и «Сталинский сокол» печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат. По его сценариям были сняты фильмы "Фронтовые подруги (1941), "Бой под Соколом" (1942), Боевой киносборник №12 (1942).
В первый же год войны у Сергея Михалкова родились такие строки:

- Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадет и не умрет
И в рабство не пойдет!  

Сергей Владимирович был награждён боевыми орденами и медалями: орденами Красного Знамени (1945) и Красной Звезды (1943), орденом Отечественной войны I степени (1985), медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За взятие Берлина», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
Если в годы войны С.В.Михалков чаще писал взрослым о детях, то после войны писатель возвращается в детскую литературу и работает в разных жанрах: создаёт пьесы для детских театров («Веселое сновидение или Смех и слезы» (1945), «Я хочу домой» (1948) и др.), сценарии для мультфильмов («Козлёнок» (1961), «Дядя Стёпа — милиционер» (1964), 


«Шёл трамвай десятый номер» (1974), «Праздник непослушания» (1977) и др.), пишет стихи, которые становятся чрезвычайно популярными не только в нашей стране, но и за рубежом. Общий тираж его книг, изданных в мире на разных языках, превысил пятьсот  миллионов экземпляров. Сергея Михалкова по праву считается классиком детской литературы.  
В последующие годы по сценариям С.В. Михалкова снимались художественные фильмы для взрослых и детей («Новые похождения Кота в Сапогах» (1958), «Три плюс два» (1963), «Большое космическое путешествие» (1974),  «Пена» (1979) и др.), в театрах шли постановки по его пьесам (спектакль «Сомбреро» (1957) в Центральном детском театре (ныне Молодёжный театр) в Москве собирал зал тысячу шестьсот раз (!), а спектакль по пьесе «Балалайкин и Кo» в театре «Современник» более 30 лет (1973-1990; 2001-2013) идёт при полном аншлаге). 
Жизнь писателя всегда была наполнена как творческой деятельностью, так и общественной. В 1956 году С.В.Михалков стал редактором популярного детского журнала  «Веселые картинки». В 1962 году  С.В. Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль» и затем,  более сорока лет, был его бессменным главным редактором. Сорок лет Сергей Владимирович Михалков возглавлял Совет по детской книге России (RBBY), созданный по его инициативе в качестве национальной секции России в Международном Совете по детской книге (IBBY).
На протяжении многих лет Сергей Владимирович был членом Комиссии по присуждению Сталинских (1949), а потом Ленинских и Государственных премий в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (1976), с 1988 года – членом комиссии по Государственным премиям РСФСР.
С 1997 года С.В. Михалков входил в состав Комиссии при президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства.
Также он был членом Коллегии Министерства культуры СССР,  академиком Российской Академии образования, возглавлял Московскую писательскую организацию (1965-1970), был председателем правления Союза писателей РСФСР и секретарём правления Союза писателей СССР (1970-1992), председателем исполкома  Международного сообщества пи­са­тельских Союзов.
Многолетний труд Сергея Владимировича Михалкова отмечен высокими правительственными наградами Советского Союза, Российской Федерации, престижными званиями, дипломами, премиями, именными медалями отечественных, зарубежных и международных организаций.
 Сергей Владимирович – Герой Социалистического труда (1973), лауреат Ленинской премии за стихи для детей младшего возраста (1970),  был награждён четырьмя орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), орденом Святого апостола Андрея Первозванного (2008), орденами и медалями зарубежных  стран.
С.В. Михалков - автор текста гимнов Советского Союза и гимна России, автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Он почти восемь десятилетий ярко и самоотверженно служил российской многонациональной литературе и культуре. 

Библиография:
1.    Языкова, Евдокия Владимировна
О творчестве Сергея Михалкова / Е.В. Языкова. - 2. изд. - М.: Просвещение, 2003 - 221, [2] с. ил., цв. ил., портр.;17 см.
    Аннотация: Автор книги долгие годы работала с С.В. Михалковым в качестве референта и помощника. Поэтому книга отличается, прежде всего, личным отношением автора к С.В.Михалкову.
Читатель познакомится с редкими фактами из жизни и деятельности поэта.

2.    С. В. Михалков: поэт, общественный деятель / Московский гос.
гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова; [авт.-сост. Т. Д. Полозова].- Москва: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2010 - 305 с. портр.;21 см
     Аннотация: Основное содержание книги составляют доклады, речи и статьи С.В.Михалкова, материалы его биографии.

При подготовке к урокам можно использовать также информацию на сайтах:

   
С.В. Михалков – факты

*  в 15 лет – первая публикация в журнале «На подъеме». Ростов на Дону, 1928 г.;

*  на  сегодня   общий   тираж  изданных  книг    составляет  более  500 миллионов
экземпляров,   и    ставшие     классикой   произведения   продолжают  с  успехом переиздаваться;

*  в  1935 г.  в  журнале  «Пионер»,  газетах  «Известия», «Комсомольская правда»
опубликованы первые стихи: «Дядя Степа», «Про мимозу», «А что у вас?»;

*  в 1936 г. вышел  первый сборник «Стихи для детей»;

*  в год столетия С.Михалкова  «Дяде Степе» – 78 лет;

*  писать басни Сергею Владимировичу рекомендовал А.Н. Толстой;

*  в 1939 г. – первый орден Ленина одновременно с М.Шолоховым, Н. Тихоновым,
 К.Фадеевым, А. Твардовским;

*  в 1940 г. – Сталинская премия за стихи для детей;

*  в 1941 г. – вторая Сталинская премия за сценарий кинофильма «Фронтовые
 подруги» совместно М. Розенбергом;

*  сотрудничество С. Михалкова с художниками-карикатуристами Кукрыниксами  и  
 Б. Ефимовым продолжалось более 30 лет, и результатом его стал выпуск 38 (!!!)
 альбомов карикатур с сатирическими подписями поэта;

*  на Сталинскую премию, полученную Маршаком, Кукрыниксами и Михалковым               
 в начале 1942 года, в апреле того же года построен танк «Беспощадный»;

* начиная с 1962 года, 45 лет во всех кинотеатрах страны демонстрировался  сатирический киножурнал «Фитиль», создателем и главным редактором которого был С.В. Михалков;  

* мораль  первой  басни  С. Михалкова,  написанной  им в 12 лет,  – «Людям лучше помогать не только словом, но и делом»;

*  С.В. Михалков помог освободить из тюрьмы поэта Н. Заболоцкого;

*  первое, что сделала Зоя Федорова, освободившись из лагерей, - пришла в дом Сергея Владимировича;

*  Сергей  Владимирович  с  большим  юмором относился к тому,  что  его
первым читателям уже перевалило за 80 лет;

*  в  числе своих любимых детских писателей С.В. Михалков называл С. Маршака, у которого учился, А. Барто, а также М. Зощенко, с которым дружил;

*  Сергей Михалков -  автор  более 260 басен  и  сатирических  стихов, он  написал
 около 40  пьес  для  детей  и взрослых;  спектакль «Сомбреро»  в   Центральном
 детском  театре  шел более 1600 раз с  большим  успехом;  пьеса  «Балалайкин
 и Ко» ставилась в «Современнике» в течение 20 лет;

*  с 1999 г. одна из малых планет солнечной системы носит имя С.В. Михалкова;

*  С.В. Михалков  -  почетный  гражданин  городов  Гори,  Пятигорск, Георгиевск  и
  Габрово (Болгария);

*  сегодня 10 библиотек в мире носят имя С. Михалкова;

*  по мнению   Патриарха   Кирилла   Сергей  Михалков   войдет   в  историю  как  
   великий  детский писатель.


 Классный час  "Этика взаимоотношений"

Эпиграфом мы взяли слова Джонатана Свифта: "Хорошими марнерами обладает тот, кто наименьшее количество людей cтавит в неловкое положение".
Феоктистова Екатерина работала со словарём: ей нужно было найти определение понятий "этика", "взаимоотношения", "культура".
Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова "этос" было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертво-вания и т. д.
Термин "этика" иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нрав-ственных норм определённой социальной группы.
В Большой советской энциклопедии даётся следующее определение: Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
"Взаимоотношения"- Отношения между кем - либо или чем - либо.Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протека-ния и интенсивность процесса общения. Они характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека. А.Г. Рузская
Одна из самых острых в школе - это проблема культуры общения. Мы пришли к выводу, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. При этом, ребята нашего класса не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. 
Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности.
Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Ребята в группах обсуждали правила поведения и пришли к следующему решению: они будут стремиться соблюдать устав лицея, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом, соблюдать правила техники безопасности, не обзывать, не оскорблять друг друга, соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.





Комментариев нет :

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.